102 года со дня образования Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

kdn bez fona 0Охрана законных прав и интересов детей представляет собой одну их острейших и актуальнейших проблем в нашей стране. Эта задача давно вышла за рамки семьи, став общегосударственной, но современное понимание целей государственной защиты детства возникло сравнительно недавно, в XX веке.

В допетровской России, согласно историческим традициям, детские правонарушения пресекались мерами практически неограниченной родительской власти и власти духовенства. Поэтому проблемами правонарушений несовершеннолетних власти не занимались. Тем не менее, проблема существовала и периодически заметно обострялась. Так, в конце ХVII века в ряде городов России отмечалось множество нищенствующих детей, о которых никто не заботился. Особенно резко возросло число бродяжничающих детей после Отечественной войны 1812 г.
В царской России в 1910 году насчитывалось до 2,5 миллионов детей, не имеющих крова и питания. После Октябрьской революции 1917 года советское государство провозгласило и стало неуклонно претворять в жизнь новый принцип отношения к детям – принцип социального воспитания.                История создания комиссий исчисляется с 14 января 1918 года, когда В.И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров «О комиссиях для несовершеннолетних», определивший курс молодого государства на социальное воспитание детей и подростков, на применение к ним мер воспитательного и принудительного характера. Суды и тюремные заключения для малолетних и несовершеннолетних были упразднены.         В течение последующих лет Положение о комиссиях неоднократно изменялось: уточнялись функции, расширялись полномочия.
Необходимость внесения изменений в законодательство о несовершеннолетних была осознана позднее, когда детская беспризорность и правонарушения среди несовершеннолетних приняли особо тревожные размеры.

         В июле 1920 года Советской властью утверждена первая инструкция о работе Комиссий по делам несовершеннолетних. С этого времени основная задача Комиссий была определена как оказание медико-психологической, педагогической и социальной помощи несовершеннолетним. Вместе с тем, окончательное решение о судьбе подростка, совершившего преступление, решал не суд, а Комиссия по делам несовершеннолетних. Судья докладывал членам Комиссии материалы уголовного дела, и решение принималось коллегиально. Заседания Комиссий были публичными, с присутствием прессы, однако в отношении подростков-правонарушителей сохранялась анонимность. С 1931 года на комиссии возлагались задачи по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью, охране прав несовершеннолетних, рассмотрение дел об их правонарушениях и применение к ним мер медико-педагогического характера. Комиссии имели право помещать правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет в трудовые дома для несовершеннолетних Наркомата внутренних дел РСФСР и даже давали согласие на смертную казнь несовершеннолетних преступников.
31 мая 1935 года СНК СССР принял постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», и Комиссии по делам несовершеннолетних как органы по защите прав детей были упразднены.     Ответственность за своевременное устройство детей возлагалась непосредственно на местные советские органы. В годы Великой Отечественной войны при исполкомах местных Советов были образованы специальные комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, на них же возлагалась охрана прав несовершеннолетних, их трудоустройство, предупреждение безнадзорности.

Вновь Комиссии по делам несовершеннолетних возродились в 1957 году. Постановлением Совета Министров РСФСР Комиссиям была возвращена роль органа, как и в начале 20-х годов, координирующего всю работу по профилактике детской безнадзорности и правонарушений.
Спустя 10 лет, 03.06.1967 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР утверждено «Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних». Дальнейшее развитие законодательства о комиссиях уточняло и расширяло их компетенции.

         Распад Советского Союза, реформирование государственного и общественного строя России, кардинальная ломка основных устоев жизни граждан, возникновение новых общественных отношений и разрушение старых, острейший кризис в экономике и социальной жизни привели к небывалому росту напряженности в обществе, к опасной по своим масштабам криминализации страны. Ранее существовавшая система предупреждения преступлений полностью распалась, новая же своевременно создана не была. Особенно пагубно это отразилось на положении с преступностью несовершеннолетних, где профилактика преступлений всегда занимала особое место.

Положение усугублялось тем, что законодательные акты, регламентировавшие данную сферу отношений до распада СССР, перестали действовать либо перестали применяться, а законодательство Российской Федерации только начинало разрабатываться. Это привело к тому, что именно в начале 90-х годов были разрушены практически все ранее созданные звенья специализированной воспитательно-профилактической системы. Вопросы профилактики были сняты Законом РФ «Об образовании» для учебных заведений, Законом РФ «О милиции» — для специализированных подразделений милиции. Прекратили деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних как координирующие органы по организации борьбы с преступностью, молодежные и общественные досуговые организации. Чтобы исправить ситуацию, руководство страны предприняло ряд мер, направленных на воссоздание системы предупреждения преступности несовершеннолетних на иных концептуальных принципах.

В 1999 году был принят Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который впервые определил перечень субъектов системы профилактики в этой сфере и возложил на Комиссии важную роль – координации деятельности всех органов и учреждений по защите прав детей. В названии «комиссии по делам несовершеннолетних» добавилось «и защите их прав». В соответствии с действующим законодательством комиссии обладают определенными властными полномочиями, что выражается в наделении их правом рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать постановления, а также возбуждать дела по ряду административных правонарушений.

Указанными властными полномочиями комиссии были наделены с 2002 года. С вступлением в действие 01 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственность дел об административных правонарушениях по линии несовершеннолетних была полностью отнесена к ведению комиссий. При этом административный процесс стал не менее серьезным, чем уголовный. На всех его этапах и стадиях от возбуждения дела об административном правонарушении до исполнения постановлений о назначении административного наказания возросли объем и сложность процессуальных действий. В ходе рассмотрения дел первостепенное значение отведено изучению личности несовершеннолетнего, защите его прав и законных интересов, оказанию юридической помощи.

         И на всей территории Икрянинского района Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав функционировала еще с прошлого столетия и по настоящее время, и всегда в этой нужной важной работе участвовали люди, обладающие не только чувством ответственности, но и большим сердцем и душой, помогая каждому ребенку и семье, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Это ветераны не простой, но очень,   нужной государству и обществу работы. Долгое время председателями КДНиЗП были: Черницова Лилия Федотовна. Корчунов Юрий Михайлович, Баздерова Галина Рашидовна. Ответственными секретарями КДНиЗП были – Кузнецова Виктория Александровна, Грачева Ольга Александровна, Бутузова Наталья Георгиевна, Калиткина Рита Николаевна.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО «Икрянинский район» осуществляет свою деятельность в соответствии со ст.11 ФЗ№120 от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних», Постановлением Правительства №995 от 06.11.2013г. «Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», закона Астраханской области №26/2015-ОЗ от 29.04.2015г. «Об отдельных вопросах правового регулирования отношений, связанных созданием и осуществлением деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Астраханской области», Регламентом работы Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО «Икрянинский район» от 13.08.2015 №816п,   постановлением администрации МО «Икряниинский район» «Об утверждении состава комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» №413п от 12.05.2017г.

На территории муниципального образования «Икрянинский район»   проживает 10978 несовершеннолетних их них в возрасте от 0 до 14 лет – 94633, и от 14-18 лет – 1505 подростков.

В КДНиЗП администрации МО «Икрянинский район» состоят на учете несовершеннолетние от 0 до 18 лет. На профилактическом учете в КДНиЗП администрации МО «Икрянинский район» по состоянию на 01.01.2020г. состоит 47 (АППГ – 24) несовершеннолетних детей. Постановка на профилактический учет разнообразна: это и постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и административные протокол (ст.20.20, ст.6.24, ст.6.9, глава 11, глава 12) .

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО «Икрянинский район» рассматривает административные протоколы, копии постановлений в отношении несовершеннолетних, который обучается в образовательном учреждении, в течении 3-х дней направляется по месту обучения. Согласно методическим рекомендациям образовательное учреждение в течении 3-х дней с момента получения копии постановления разрабатывает индивидуальную программу по реабилитации и адаптации на каждого несовершеннолетнего, которая в свою очередь утверждается через постановление на заседании комиссии по делам несовершеннолетних.

На заседаниях КДНиЗП за 12 месяцев 2019 года было проведено 22 заседания комиссии и рассмотрено 305 дел на родителей и законных представителей и в отношении несовершеннолетних. По результатам рассмотрения вышеуказанных материалов были приняты соответствующие санкции (штрафы, предупреждения).

На территории района по состоянию на 01.01.2020года на профилактическом учете состоит 81 семья, в которых воспитывается 160 детей.

Основным законом, регламентирующим всю деятельность,   направленной на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних является ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними» от 09.06.1999г., закон Астраханской области от 04 июня 2013 года N 29/2013-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Астраханской области».

С целью организации контроля за осужденными подростками КДНиЗП совместно с сотрудниками филиала по Икрянинскому району ФКУ «УИИ УФСИН России по АО» разработали соответствующий план. Согласно плану ежеквартально посещаются осужденные, с отсрочкой наказания, по достижению 14-ти летнего возраста последнего несовершеннолетнего. На 31.10.2019 года на профилактическом учете состоят 2 несовершеннолетних осужденных.

С вышеуказанными несовершеннолетними ежемесячно в ночное и дневное время проводятся рейдовые мероприятия по месту жительства, по месту обучения в виде профилактических бесед, в целях недопущения совершения новых преступлений.

         За 2019 год посещено по месту жительства 286 неблагополучных семей, также комиссией проведено 4 профилактических мероприятий в девяти образовательных учреждениях, согласно постановлению администрации МО «Икрянинский район» №829п от 30.08.2019г. «Об организации   выездных заседаний социально-консультативного пункта на территории Икрянинского района».

В 2019 году на всей территории Икрянинского района было проведено 85 комиссионных посещений по многодетным и малообеспеченным семьям, в которых было проверено 308 семей, проживающих на территории района, и было проведено 35 осмотров территорий муниципальных образований с целью обнаружения опасных участков.

        По постановлению администрации МО «Икрянинский район» от 31.01.2019г. №48п «О проведении профилактических рейдовых мероприятий по проверке неблагополучных семей, мест массового отдыха молодежи и подростков на территории муниципального образования «Икрянинский район» с целью выявления фактов нарушения требований действующих норм законодательства, при реализации алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним, выявления несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, выявление фактов нахождения несовершеннолетних в общественных местах без законных представителей»   комиссией было проведено 291 рейдовое мероприятие по неблагополучным семьям, состоящих на профилактическом учете, и по местам массового отдыха детей и молодежи. За 12 месяцев 2019 года, согласно Закона АО от 16.08.2006 №53/2006-ОЗ «О защите нравственности и здоровья детей в АО»,   проведено 38 рейдовых мероприятия, было выявлено 67 несовершеннолетних, и привлечено к административной ответственности 62 законных представителя по ч.1 ст.5.35КоАП РФ.

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники Instagram