18 марта 2018 года в Икрянинском районе, как и по всей стране, состоятся выборы Президента Российской Федерации.

Порядок организации и проведения выборов Президента Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, Федеральными Законами от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Закон №67-ФЗ), от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» (далее – Закон «О выборах Президента РФ»), и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 81 Конституции Российской Федерации, глава государства будет избран на шестилетний срок путём равного и прямого всеобщего тайного голосования.

Дата проведения президентских выборов – 18 марта 2018 года – определена в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» (в ред. Федерального закона от 1 июня 2017 г. № 103-ФЗ).

Согласно положениям статьи 6 Закона «О выборах Президента РФ», кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения.

Согласно положениям части 2 статьи 81 Конституции РФ, статьи 3 Закона «О выборах Президента РФ», президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Законом также установлены и другие ограничения для избрания: недееспособность, наличие не погашенных судимостей по тяжким и особо тяжким преступлениям, действие наказания по некоторым административным статьям, нахождение в местах лишения свободы, наличие иностранного гражданства и другие.

Организацией и проведением выборов занимается Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ), а также ее органы – избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии. ЦИК РФ – независимый коллегиальный федеральный государственный орган, состоит из 15 членов с правом решающего голоса. Действующий состав ЦИК РФ был сформирован в марте 2016 года сроком на 5 лет.

Согласно положениям статьи 20 Федерального Закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав. Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

В силу положений частей 1, 4 статьи 3 Закона «О выборах Президента РФ», граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования 18 лет, имеют право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий. Не имеют права избирать Президента Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособным или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Согласно положениям статьи 16 Закона №67-ФЗ, все избиратели подлежат регистрации (учету). Регистрация (учет) избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района; основанием для регистрации (учета) избирателей на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства, который устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности.

Согласно статье 17 Закона 67-ФЗ, в целях реализации прав избирателей соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей, в которые включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Законом – факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка.

Так, согласно части 16 статьи 64 Закона №67-ФЗ, при проведении выборов Президента Российской Федерации избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей в порядке, установленном ЦИК РФ. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта. Избиратель, подавший заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства и включается в список избирателей по месту своего нахождения.

Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя.

Участковая комиссия за 10 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения.

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.

        Согласно положениям статьи 66 Закона «О выборах Президента РФ», в помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются ящики для голосования, кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. В помещении для голосования либо непосредственно перед этим помещением участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает информацию обо всех кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень. Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации. На информационном стенде размещаются извлечения из уголовного и административного законодательства Российской Федерации, устанавливающего ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации. Указанные материалы размещаются участковой избирательной комиссией таким образом, чтобы избиратели свободно могли их прочитать.

В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми ЦИК РФ. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов.

Согласно статье 69 Закона «О выборах Президента РФ», голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Каждый избиратель имеет право получить один избирательный бюллетень. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть проставлены в списке избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо.

Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть внесенными или внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявления (устные обращения) могут быть поданы в участковую избирательную комиссию в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению. Голосование вне помещения для голосования проводится с соблюдением общих требований для голосования, установленных статьей 69 Закона.

Установление итогов голосования и определение результатов выборов Президента Российской Федерации проводится в порядке, установленном ст.ст. 72-76 Закона «О выборах Президента РФ».

Согласно статьям 75, 78 Закона №67-ФЗ, статьи 83 Закона «О выборах Президента РФ», решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан могут быть обжалованы в избирательные комиссии и в суд.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что эффективно отстаивать свои гражданские права можно, только зная в полном объеме законодательство, регламентирующее избирательный процесс.

Вместе с тем, необходимо помнить, что на граждан избирательным законодательством также возложены обязанности и ответственность, в связи с чем, хотелось бы призвать граждан к соблюдению законодательства.

Так, законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения избирательного законодательства.

Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства наступает для физических лиц, достигших шестнадцатилетнего возраста, совершивших противоправный проступок в ходе подготовки либо непосредственно в день голосования. Составы административных правонарушений предусмотрены статьями 5.1-5.25 Кодекса об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства наступает за совершение общественно-опасного деяния, причинившего существенный вред общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательного права. В частности, статьями 141, 141.1, 142, 142.1, 142.2 Уголовного Кодекса предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, нарушение порядка финансирования избирательной кампании, фальсификацию избирательных документов, фальсификацию итогов голосования, незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня.

Вместе с тем, необходимо также учитывать, что через избирательный процесс формируются институты публичной власти и обеспечивается легитимный и представительный характер выборных органов. В силу положений пункта «а» части 2 статьи 70 Закона №67-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05.12.2006 N 225-ФЗ), участие в выборах менее 20 процентов от числа избирателей, не является основанием для признания выборов несостоявшимися, т.е. при любой явке избирателей выборы будут признаны состоявшимися и победитель выборов будет определен теми, кто пришел голосовать.

В связи с чем, для эффективной реализации своего конституционного права на участие в управлении делами государства и выражения волеизъявления избирателям необходимо проявить гражданскую активность и придти на выборы.

Прокурор района старший советник юстиции                                                                       В.Л. Даудов

 

 

Центральная  избирательная  комиссия  Российской  Федерации  приглашает  всех  желающих  изучить  основы  избирательного  права  с  помощью  учебно-методического  электронного  комплекса, размещенного  на  сайте  ЦИК  России (главная  страница, справа  баннер  «Учебно-методический  электронный  комплекс»).

В  общедоступном  образовательном  ресурсе  представлены  основные  законодательные  нормы, знание  которых  необходимо  для  работы  на  избирательном  участке, информационные  материалы  в  различных  форматах, а  также  тесты  для  проверки  знаний.

Открытый  электоральный  университет  Центризбиркома  позволит  самостоятельно  подготовиться  к  участию  в  выборах  в  качестве  члена  избиркома  с  правом  совещательного  голоса, наблюдателя  или  журналиста, а  также  расширить  свой  кругозор.

 

 

Facebook Twitter ВКонтакте Одноклассники Instagram