ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: права и обязанности избирателей, ответственность за нарушение избирательного законодательства
- Подробности
- Опубликовано 28.08.2017 15:47
10 сентября 2017 года в Икрянинском районе, как и по всей Астраханской области, состоятся выборы в органы местного самоуправления, дополнительные выборы депутатов Думы Астраханской области.
В частности, в Икрянинском районе жители будут выбирать Глав муниципальных образований «Сергиевский сельсовет», «Рабочий поселок Красные Баррикады», а также депутатов Совета МО «Икрянинский район», «Оранжерейненский сельсовет», «Маячинский сельсовет», «Ново-Булгаринский сельсовет», «Бахтемирский сельсовет», Думы Астраханской области.
Согласно положениям статьи 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
От соблюдения требований избирательного законодательства всеми участниками избирательного процесса (избирателями, кандидатами, избирательными комиссиями) зависит реализация гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан на участие в управлении делами государства.
Избирательный процесс представляет собой систему действий, порядок которых регламентируется Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон), и включает в себя вопросы регистрации кандидатов и избирателей, предвыборной агитации и непосредственно процесса голосования, а также подсчета итогов голосования и утверждения результатов выборов.
Особенности назначения, подготовки и проведения в муниципальных образованиях Астраханской области выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых населением непосредственно, а также депутатов Думы Астраханской области установлены Законами Астраханской области от 02.03.2009 №9/2009-ОЗ (в редакции от 13.07.2017) «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области», от 05.06.2006 №24/2006-ОЗ (в редакции от 13.07.2017) «О выборах депутатов Думы Астраханской области».
Таким образом, через избирательный процесс формируются институты публичной власти и обеспечивается легитимный и представительный характер выборных органов.
В связи с этим, в целях соблюдения конституционных прав граждан на участие в выборах, предупреждения нарушений прав избирателей, считаю необходимым разъяснить основные положения избирательного законодательства в части гарантий прав избирателей.
Избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать на выборах (ст. 2 Закона).
Согласно статье 17 Закона, в целях реализации прав избирателей соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей, в которые включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом.
Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.
Согласно положениям статей 44, 48, 49, 54 Закона, информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию, и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.
Кандидат, избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.
Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.
Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных пунктом 7 статьи 54 Закона) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 54 Закона данные материалы могут размещаться в специальных местах, выделенных органами местного самоуправления по предложениям избирательных комиссий.
Запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
Вместе с тем, агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные в соответствии с настоящим Федеральным законом и размещенные в установленном законом порядке на специальных местах, указанных в пункте 7 статьи 54 настоящего Федерального закона, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах в соответствии с пунктами 8 и 10 статьи 54 настоящего Федерального закона, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.
Согласно положениям статьи 61, 64 Закона, в помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень, которые не должны содержать признаки предвыборной агитации.
В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения.
При получении бюллетеня избиратель (или с его согласия член избирательной комиссии с правом решающего голоса) проставляет в списке избирателей, серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей в получении бюллетеня. Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат (квадраты), относящийся (относящиеся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо (на выборах в органы местного самоуправления) к позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"). Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю новый бюллетень. Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.
Согласно положениям статьи 66 Закона, участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей на данном избирательном участке, и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования.
Голосование вне помещения для голосования проводится (за исключением досрочного голосования) только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) непосредственно в день подачи заявления (устного обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей, участников референдума.
Указанные заявления (устные обращения) могут быть поданы в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав избирателя, а также возможность искажения волеизъявления избирателя, т.е. осуществляться с соблюдением всех требований избирательного законодательства.
Согласно статьям 75, 78 Закона, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан могут быть обжалованы в суд.
Жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Жалоба на решение, действие (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума по иным (кроме заверения, регистрации, отказа в заверении, регистрации списка кандидатов, кандидата) вопросам в период избирательной кампании может быть подана в соответствующую избирательную комиссию в течение 15 дней, а после завершения избирательной кампании - в течение 30 дней со дня принятия обжалуемого решения.
Заявление об отмене решения комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене решения комиссии о результатах выборов может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. Указанные процессуальные сроки восстановлению не подлежат.
Производство по делам, связанным с защитой избирательных прав, осуществляется в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что эффективно отстаивать свои гражданские права можно, только зная в полном объеме законодательство, регламентирующее избирательный процесс. По всем вопросам, связанным с реализацией избирательных прав, граждане могут обращаться в избирательные комиссии, которые организуют и обеспечивают подготовку и проведение выборов. Комиссии в соответствии со ст. 20 Закона обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы.
Вместе с тем, необходимо помнить, что на гражданина избирательным законодательством также возложены обязанности и ответственность, в связи с чем, хотелось бы призвать граждан к соблюдению законодательства.
Так, законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения избирательного законодательства.
Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства наступает для физических лиц, достигших шестнадцатилетнего возраста, совершивших противоправный проступок в ходе подготовки либо непосредственно в день голосования. Составы административных правонарушений предусмотрены статьями 5.1-5.25 Кодекса об административных правонарушениях.
Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства наступает за совершение общественно-опасного деяния, причинившего существенный вред общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательного права. В частности, статьями 141, 141.1, 142, 142.1 Уголовного Кодекса предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, нарушение порядка финансирования избирательной кампании, фальсификацию избирательных документов, фальсификацию итогов голосования.
Кроме того, Федеральным законом от 29.07.2017 N 249-ФЗ "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации" с 10.08.2017 введена уголовная ответственность за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме. Так, статьей 142.2 УК РФ, предусмотрена уголовная ответственность за выдачу членом избирательной комиссии гражданину (гражданам) избирательных бюллетеней в целях предоставления ему (им) возможности проголосовать вместо избирателей, в том числе вместо других избирателей, или проголосовать более 2-х раз в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданам заполненных избирательных бюллетеней, а также за получение гражданином в избирательной комиссии избирательных бюллетеней для участия в голосовании вместо избирателей, в том числе вместо других избирателей или для участия в голосовании более двух раз в ходе одного и того же голосования. Санкция данной статьи предусматривает наказание до 5 лет лишения свободы.
Подводя итоги, необходимо ометить, что в силу положений пункта «а» части 2 статьи 70 вышеуказанного Закона (в редакции Федерального закона от 05.12.2006 N 225-ФЗ), участие в выборах менее 20 процентов от числа избирателей, не является основанием для признания выборов несостоявшимися.
Согласно части 1 статьи 57 Закона, расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Соответственно, проведение выборов в органы местного самоуправления всегда влечет дополнительную нагрузку на бюджеты муниципальных образований в связи с расходами на их проведение.
В силу вышеуказанных положений законодательства, при любой явке избирателей выборы будут признаны состоявшимися и победитель выборов будет определен теми, кто пришел голосовать, в связи с чем, для эффективной реализации своего конституционного права на участие в управлении делами государства, в том числе органов местного самоуправления, и выражения волеизъявления избирателям необходимо проявить гражданскую активность и придти на выборы.