Почти каждый четвертый экономически активный россиянин вовлечен в предпринимательство
- Подробности
- Опубликовано 22.01.2025 15:08
Совместное исследование Минэкономразвития России, Фонда «Общественное мнение» и Сбера «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» по итогам 2024 года показало, что в сектор МСП вовлечен почти каждый четвертый экономически активный житель страны.
«Участие россиян трудоспособного возраста в предпринимательской деятельности остается стабильным. Из 76,3 млн экономически активных россиян доля тех, кто в какой-то мере вовлечен в предпринимательство, выросла за последние два года и сегодня составляет 23%. 14% жителей страны уже опытные предприниматели, 6% только пытаются открыть свой первый бизнес. Еще 3% проявляют интерес к открытию дела, но пока не предприняли для этого конкретных шагов. Сегодня для нас важно оказать поддержку каждой из этих категорий: Правительство России активно ведет работу по вовлечению в предпринимательство, по бизнес-образованию, создает благоприятные условия для старта в бизнесе», — сообщила заместитель министра экономического развития России Татьяна Илюшникова.
Основные мотивы планирующих открыть свое дело — желание чувствовать себя свободно (52%) или получать высокий доход (48%), необходимость зарабатывать на себя и семью (46%). Частая причина — желание реализовать себя (42%). Менее распространены стремление улучшить жизнь людей (22%) и изменить мир (11%), трудности с поиском работы в найме (9%). 5% хотели бы продолжить семейное дело. О желании получать высокий доход чаще говорили молодые люди в возрасте 18–35 лет (58%) и жители городов-миллионников (55%).
«Доля россиян, желающих иметь собственное дело, за последние три года почти не изменилась. 23% наших граждан хотят работать на себя. Основные мотивы — свобода и высокий доход. В 2024 году 43% опрошенных согласились с высказыванием, что большинство россиян считают создание своего дела хорошим решением, а 48% уверены, что построившие успешный бизнес пользуются уважением в обществе. Эти репутационные оценки предпринимательства как рода занятий также стабильны», — отметил Алексей Шашкин, директор дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка.
По мнению респондентов, в топ-3 видов помощи, которые были бы полезны для открытия нового бизнеса, входят стартовый капитал (62% из тех, кто планирует открыть свое дело в ближайшие три года), общение с другими предпринимателями (41%) и юридическая поддержка (32%). Также востребованы помощь с привлечением клиентов и рекламой (31%), обучение и консультации (31%). Важна психологическая поддержка родных и близких (28%). Реже будущие предприниматели говорили о помощи с поиском поставщиков (20%), созданием или уточнением бизнес-идеи и бизнес-ниши (20%), поиском сотрудников (16%) и подбором помещения (13%).
«Финансовая, имущественная, консультационная, маркетинговая и другая поддержка сегодня доступна предпринимателям на базе инфраструктуры поддержки бизнеса. По всей России сегодня работают более 400 центров „Мой бизнес“, 140 государственных микрофинансовых организаций, 91 региональная гарантийная организация, 90 промпарков и технопарков, запущена цифровая платформа МСП.РФ. Десятая часть всех предпринимателей соприкасалась с инфраструктурой поддержки бизнеса по всей стране», — добавила Татьяна Илюшникова.
Среди тех, кто планирует открыть свое дело, 30% пока ничего для этого не сделали, 36% изучали информацию, а 31% — конкурентную среду. Примерно одинаковое количество будущих предпринимателей (23–26%) определяли круг потенциальных потребителей, разрабатывали бизнес-план, выбирали сферу бизнеса, искали финансирование или помещение. Чуть реже искали партнеров (19%) и сотрудников (16%). Обучение проходили 14%.
Мужчины чаще занимались поиском потенциальных партнеров (23%), а женщины подбирали помещения для аренды или покупки (28%) и проходили бизнес-курсы (20%). Молодые люди 18–35 лет чаще разрабатывали бизнес-план (29%), а люди в возрасте 36–45 лет — определяли круг потребителей (32%) и искали сотрудников (21%).
Господдержка бизнесу реализуется по нацпроекту «Эффективная и конкурентная экономика».
Более 25 тыс. МСП получили поддержку в рамках партнерских программ Минэкономразвития России
- Подробности
- Опубликовано 22.01.2025 15:09
В 2024 году свыше 25 тыс. МСП и самозанятых воспользовались партнерскими программами крупного бизнеса. Их реализацию осуществляет АНО «Национальное агентство „Мой бизнес“» при поддержке Минэкономразвития России.
«В 2024 году мы провели девять партнерских программ — ими охвачено более 25 тыс. получателей. Наш опыт показывает, что реализация таких программ — это эффективный механизм взаимодействия крупного бизнеса и государства, который приносит ощутимую пользу МСП. Это позволяет предпринимателям не только оптимизировать затраты, но и получить доступ к дополнительным возможностям, например к консультационной поддержке. При этом компании-партнеры укрепляют клиентскую базу и получают инструмент обратной связи для улучшения собственной продукции. Мы видим, что такой формат сотрудничества стал реальным инструментом развития предпринимательства», — отметила заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.
Партнерами выступили такие компании, как VK, hh. ru, «Авито», «Яндекс», SuperJob, «Мегамаркет», «Ярмарка Мастеров» и другие. С помощью их программ предприниматели смогли сэкономить денежные и временные ресурсы на маркетинговое и рекламное продвижение, а также на поиск квалифицированных кадров.
Сейчас для МСП доступно специальное предложение «Сделано в России» в рамках партнерской программы АНО «Национальное агентство „Мой бизнес“» и «Мегамаркет». Благодаря ему предпринимателям оказывается услуга бесплатного хранения во всех категориях товаров на экспресс-складах. Предложение действует до 31 января 2025 года.
Бизнес также может получить софинансирование в размере 30% от стоимости регистрационного сбора для участия во всероссийском рейтинге «Индекс дела». Принять участие в рейтинге на специальных условиях могут предприниматели всех регионов, обратившись в центры «Мой бизнес».
Актуальную информацию о действующих партнерских программах можно найти на сайте мойбизнес. рф в разделе «Меры поддержки».
Господдержка бизнесу реализуется по нацпроекту «Эффективная и конкурентная экономика».
В рамках благотворительной акции #МойбизнесПомогает прошло более тысячи мероприятий
- Подробности
- Опубликовано 22.01.2025 15:17
Пятый год подряд в рамках благотворительной акции #МойбизнесПомогает малые и средние предприятия оказывают поддержку людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Организатором акции выступает Минэкономразвития России на базе центров «Мой бизнес».
«Представители малого и среднего бизнеса стали более активно вовлекаться в общественную жизнь, организуя социальные инициативы и участвуя в волонтерских проектах. За четыре года реализации благотворительной акции #МойбизнесПомогает предприниматели, НКО, сотрудники центров «Мой бизнес» и неравнодушные граждане со всех уголков страны организовали и провели более 1 тыс. мероприятий, направленных на помощь детям, пенсионерам и многим другим нуждающимся категориям граждан. Благодаря инициативе уже порядка 160 тыс. человек получили необходимую поддержку», — отметила заместитель министра экономического развития Российской Федерации Татьяна Илюшникова.
В 2024 году в центрах «Мой бизнес» традиционно прошла новогодняя акция — около 11 тыс. подарков удалось собрать для мальчиков и девочек из малообеспеченных и неблагополучных семей, детей-сирот, а также ребят, находящихся на лечении в медицинских учреждениях. Им переданы сладости, игрушки, настольные и развивающие игры, книги, творческие наборы.
Помимо сбора материальной поддержки, предприниматели в канун праздника проводят развлекательные мероприятия, мастер-классы, новогодние елки. Центр «Мой бизнес» Республики Башкортостан организовал акцию «Украсим вместе ёлку». Во время мероприятия предприниматели и ребята из приюта изготовили елочные игрушки, которыми потом украсили новогоднее дерево.
Трогательная новогодняя акция «Футболки с душой» прошла в Краснодарском крае — ее организаторами выступили центр «Мой бизнес» и Благотворительная ассоциация поддержки родителей детей с ограниченными возможностями «ЧУВСТВУЙ». В рамках этой инициативы центром созданы уникальные футболки, которыми отметили людей, поддержавших подопечных ассоциации. Автором изображений на футболках стал один из подопечных ассоциации — Семен, незрячий мальчик, который имеет тяжелую форму ДЦП.
Ежегодно проводится федеральная акция к Международному дню защиты детей. В Ростовской области центр «Мой бизнес» организовал акцию «Детям — активное лето!» по сбору вещей, необходимых для активного и творческого детского отдыха летом. Донские предприниматели передали детям из нуждающихся семей 300 подарков: самокаты, мячи, наборы для игр на свежем воздухе, а также принадлежности для рисования и рукоделия.
В 2024 году была организована всероссийская акция, направленная на помощь школьникам Курской области. В рамках акции, приуроченной ко Дню знаний, централизованно собирались канцелярские товары, необходимая для учебы техника, одежда. Благодаря консолидации предпринимателей, НКО, работников центров «Мой бизнес», неравнодушных граждан в Курскую область были направлены более полтонны гуманитарных грузов, около 3 тыс. единиц канцелярских товаров, планшеты, а также порядка 1 млн рублей.
Многие центры «Мой бизнес» активно реализуют уникальные региональные инициативы. Например, в честь Года семьи в Оренбургской области запустили акцию по помощи малышам, родившимся раньше срока. Предприниматели, самозанятые и общественные организации за два месяца смогли связать более 600 пар носочков и передать их родителям новорожденных.
Отдельное направление поддержки — помощь бездомным животным. В июле центр «Мой бизнес» Республики Карелия передал Центру реабилитации животных в Васильевке Запорожской области 250 кг корма.
Центры «Мой бизнес» работают по нацпроекту «Эффективная и конкурентная экономика».
Более 18 млрд рублей микрозаймов предприниматели получили через сервис МСП.РФ
- Подробности
- Опубликовано 22.01.2025 15:18
Предприниматели по итогам 2024 года получили микрозаймы через Цифровую платформу МСП.РФ на общую сумму более 18,1 млрд рублей.
Почти две трети – 65% микрозаймов получено для пополнения оборотных средств, 30% на инвестиционные цели и 5% на иные цели. Наиболее востребован сервис микрофинансирования среди предпринимателей в сферах торговли и услуг (26% и 24% от общего объема микрозаймов, соответственно), а также производства (18%).
«По итогам 2024 года средний размер микрозайма составил 2,4 млн рублей, средний срок кредитования – 2,6 года, а средневзвешенная ставка – 7,5%, что в 3-4 раза меньше ставок при банковском кредитовании, - отметил генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич. - Поддержка таким образом предоставлена почти 6,9 тыс. МСП из 84 регионов страны».
Лидерами среди регионов по объему микрокредитования через сервис на МСП.РФ стали Краснодарский край и Удмуртская Республика (по 1,1 млрд руб.), Республика Крым (961 млн руб.), Иркутская область и Республика Татарстан (937 млн руб. и 914 млн руб., соответственно).
Государственные МФО ряда регионов снижают процентную ставку при получении заявки от пользователей Цифровой платформы МСП.РФ. В акции «Минус % через сервис» участвуют государственные МФО Алтайского, Приморского и Хабаровского краев, Воронежской, Калининградской, Кировской, Московской, Саратовской и Тюменской областей, Удмуртской и Чувашской Республик.
Так, начинающий индивидуальный предприниматель Алиса Полякова из Воронежской области получила через сервис на МСП.РФ микрозаем на 800 тыс. рублей по ставке 4,0%, которые направила на открытие интерактивного парка развлечений для детей под франшизой «WOW!land».
В Орловской области производитель корпусной мебели ООО «Таймлесс» на полученные средства в размере 4,95 млн рублей по ставке 6,5% годовых приобрел высокотехнологичный деревообрабатывающий центр с ЧПУ, что позволило увеличить выпуск продукции и освоить импортозамещающие технологии в производстве.
Поддержку через Цифровую платформу МСП.РФ получают и начинающие предприниматели из новых регионов.
Благодаря микрозайму в размере 5 млн рублей под 4% годовых предприниматель в Запорожской области (г. Мелитополь) смог открыть бизнес по ремонту автомобилей и продаже комплектующих, направив микрозаем на покупку необходимого оборудования, пополнения товарных запасов, а также оплату арендных и налоговых платежей.
Цифровая платформа МСП.РФ разработана Корпорацией МСП совместно с Минэкономразвития РФ для повышения доступности услуг и мер поддержки малого и среднего бизнеса.
Поддержка предпринимателей осуществляется по национальному проекту «Эффективная и конкурентная экономика».